Назад |
Из опыта дрессировки служебных собак
|
|
В начальный период развития служебного собаководства в нашей стране мы не имели достаточного опыта подготовки и применения служебных собак. Поэтому изучали заграничный опыт и пользовались учебниками, переведенными с немецкого языка. Именно об этом говорят сохранившиеся до сих пор некоторые команды: «Фас», «Апорт», «Фу».
По мере активизации подготовки и применения служебных собак в военном деле и народном хозяйстве постепенно складывалась отечественная теория и практика служебного собаководства. Этому способствовали исследования академика И. П. Павлова и его учеников в области высшей нервной деятельности животных. Немалый вклад внесла в методику дрессировки животных семья Дуровых.
В клубах служебного собаководства ДОСААФ, объединивших в своих рядах собаководов-любителей собак служебных пород, ведется подготовка собак по общему и специальному курсам, после чего собаки могут быть переданы в различные ведомства. Поскольку применение их в ведомствах имеет свою специфику, то дальнейшая подготовка собак идет с учетом требований, предъявляемых к ним в этих ведомствах. Естественно, что она отличается, в определенной степени, от подготовки, проводимой по программам ДОСААФ.
В пограничных войсках методика и техника дрессировки собак также имеют свои особенности. Безусловно, исходя из различий в целях и задачах клубов служебного собаководства и отдельных ведомств, нельзя требовать, чтобы в клубах полностью учитывали ведомственную специфику использования собак. Но знать ее, анализировать и по возможности принимать во внимание необходимо. Равным образом необходима и координация деятельности всех организаций, занимающихся дрессировкой и применением собак, а на этой основе — совершенствование всей системы подготовки служебных собак в нашей стране.
Данная статья — не директива для клубов служебного собаководства. Она — предложение клубам учесть, насколько это возможно, некоторые особенности методики дрессировки собак, предназначенных для розыскной службы на границе. И прежде всего к тем молодым кинологам, которые готовятся к службе в погранвойсках со своей собакой или готовят собаку для передачи (реализации) пограничникам. При этом мы исходим из учета следующих факторов.
Пополнение пограничных войск молодыми собаками осуществляется преимущественно путем закупки их у собаководов-любителей через клубы служебного собаководства. Такие животные имеют разную степень подготовленности. У некоторых из них выработаны достаточно прочные условные рефлексы как полезные, так и нежелательные для будущих пограничных собак, хотя по программе обучения в клубах они не считаются таковыми. Известно и то, что выработанные условные рефлексы, особенно нежелательные связи, разорвать, исправить намного труднее (а иногда и просто невозможно), чем выработать новые навыки. В практике приходилось сталкиваться и с такими случаями, когда наличие нежелательных связей у закупленной собаки, своевременно не выявленных комиссией, вынуждало выбраковывать собаку как не пригодную к дрессировке для розыскной службы.
Только по этим причинам, не касаясь пока других проблем служебного собаководства, мы хотим поделиться опытом подготовки специалистов и служебных собак в пограничных войсках по некоторым приемам дрессировки, которые в определенной степени отличаются от принятых в клубах служебного собаководства по технике выполнения и методике их отработки. И сравнение их решили проводить в той последовательности, в какой изложены приемы дрессировки в руководящих документах Федерации служебного собаководства и ДОСААФ СССР, книгах, изданных в последние годы для собаководов-любителей.
Вначале о некоторых приемах и правилах, касающихся как общего, так и специального курсов дрессировки.
В пограничных войсках среди всех приемов подготовки розыскных собак более 75 — 80 процентов времени, отведенного на обучение, используется для выработки навыков специального назначения. Но при этом мы придаем исключительно важное значение и общедисциплинарным навыкам, без которых невозможны управление собакой при выполнении служебных задач на границе и обучение некоторым специальным навыкам.
С первых дней занятий мы обращаем самое серьезное внимание на следующие общие правила.
Применение команд. Ограничение количества подаваемых команд, особенно при преодолении препятствий, хотя собака способна четко различать все слова (команды).
При выработке первоначальных условных рефлексов на команды «Сидеть», «Лежать», «Стоять» рекомендуем произносить их по слогам раздельно: «Сидеть», «Лежать», «Стоять». Практикой дрессировки установлено, что в первое время собаки не совсем четко улавливают разницу между этими командами и отвечают ошибочными действиями. Это замедляет образование условных рефлексов. В последующем произносим команды как обычно, то есть слитно.
Жесты. Применение жестов направлено на то, чтобы они в сочетании с конкретной командой стали сигналами о предстоящем воздействии на собаку приятного или неприятного раздражителя, сигналами, показывающими собаке направление движения или обращающими ее внимание на тот или иной предмет, звук, действие и т. д. Например, движение руки с лакомством перед собой — сигнал о даче лакомства; движение руки с поводком снизу вверх — сигнал с неприятным ощущением, причиняемым поводком при ударе по нижней челюсти собаки; движение руки вперед от себя — сигнал для движения в указанном направлении с определенной целью в зависимости от поданной команды: «Гуляй», «Апорт», «Вперед», «Ищи», «След», «Слушай» и другие.
Жесты могут выполняться классически (по-строевому) и по-служебному. Во всех книгах по служебному собаководству рекомендованы повседневные, как мы их называем, «парадные» жесты. При выполнении служебных задач нередко собакой приходится управлять бесшумно, только ограниченными жестами, то есть незначительными движениями руки, похожими на обычный жест. Например, небольшой взмах кистью правой руки вниз означает «Лежать», вверх — «Сидеть».
Применение лакомства. В войсках в качестве лакомства используют мелко нарезанные кусочки вареного мяса. Это доступно, практично и вызывает у собаки наиболее выраженную пищевую реакцию, ускоряя выработку условных рефлексов.
Лакомство даем только левой рукой, за исключением отдельных случаев, и то только при выработке первоначального условного рефлекса с целью побудить (вынудить) собаку совершить нужное действие (сесть, лечь, ползти, подать голос и т. д.). Такое правило диктуется условиями выработки навыков апортировки, выборки вещей, когда нельзя пачкать правую руку запахом мяса, что мешает работе собаки. Поэтому с первых дней дрессировщик должен вырабатывать правильную, доведенную до автоматизма привычку доставать лакомство из сумки только левой рукой и своевременно давать собаке. Путаница, возникающая при даче лакомства той рукой, которой кажется удобней, отрицательно сказывается на подготовке розыскных собак, особенно в приемах «Апортировка» и «Выборка вещей».
Приемы общего курса дрессировки
Подход к дрессировщику. В этом приеме существенна разница в требованиях к положению собаки после подхода ее к дрессировщику, которые предъявляются в погранвойсках и клубах служебного собаководства. Наш опыт подсказал, что выгодно подзыв заканчивать посадкой собаки перед дрессировщиком. Это дает положительный эффект в дрессировке и применении собак. Во-первых, собака всегда на виду у дрессировщика, тогда как при обходе вокруг дрессировщика теряется время и нередко собака пробегает мимо на отвлекающий раздражитель. Во-вторых, это полезно при выработке навыка апортировки и в дальнейшем выборки вещей, обыска местности и других навыков. В-третьих, с этого положения собаку легко переводить в любое другое положение — посадить рядом или перевести в свободное состояние.
К сведению специалистов, обход собаки вокруг дрессировщика справа налево в пограничных войсках не выполняется уже с тридцатых годов. Еще одно: при подзыве собаки мы показываем лакомство и делаем жест левой рукой. Движение левой руки с лакомством на ладони на уровне колен дрессировщика в первые дни постепенно заменяем положением в сторону выше и до уровня плеча. Затем опускаем к бедру после небольшой паузы в вытянутом влево положении.
В процессе приучения собаки к движению рядом с дрессировщиком мы рекомендуем умело пользоваться обычным и строгим (металлическим) ошейниками. Собаки быстро привыкают к ошейнику и не всегда четко воспринимают рывки поводком. Строгий ошейник (парфорс) надо применять как исключение для физически сильных собак. Упражнение выполняют так. На собаку надевают сразу два ошейника. Один конец поводка крепится к обычному ошейнику, другой — к строгому и удерживается правой рукой. Если по команде «Рядом» собака не реагирует на рывок поводка с обычным ошейником, то команда произносится повторно в более требовательной интонации и подкрепляется рывком поводка со строгим ошейником. Такая методика способствует выработке прочного условного рефлекса.
Еще о коротком поводке. Не надо собирать его в руках, а следует держать за свободный конец правой рукой, а в 20 — 30 см от ошейника — левой. При поглаживании освободить левую руку от поводка, оттягивая его правой рукой в сторону, чтобы не мешал движению дрессировщика.
При выполнении приема апортировки молодые дрессировщики часто допускают различные ошибки. Одна из них — упорное стремление (вплоть до насилия) заставить собаку брать любой предмет. Действительно, собака по природе своей способна хватать и носить предметы, играть ими. Щенки хватают почти все предлагаемые предметы. Для взрослой собаки следует подбирать апортировочный предмет, способный привлечь ее внимание и вызывающий хватательную реакцию (палочка, кусок ткани, трубчатая кость). Конечной целью этого приема мы ставим приучение собаки подносить предмет и садиться с ним перед дрессировщиком, а не обходить вокруг него, как это принято в клубах служебного собаководства. Такое положение собаки относительно дрессировщика необходимо в последующем при обучении выборке вещей, обыске местности и обнаружении предметов в ходе проработки запахового следа. Рекомендуем следующую последовательность упражнений.
Вначале приучение собаки брать предмет с руки, затем движение ее с предметом рядом с дрессировщиком, за дрессировщиком, идущим спиной вперед. Дальше — приучение собаки брать предмет с руки дрессировщика, сидя перед ним. И только после этого приучение поднимать предмет, брошенный недалеко, с его поднесением и посадкой собаки перед дрессировщиком. При несоблюдении предлагаемой последовательности обучения большинство собак выбрасывает предмет, подходя к дрессировщику.
Еще одна часто встречающаяся ошибка — увлечение апортировкой резиновых мячей, трубок и других мягких амортизирующих предметов, что вырабатывает и закрепляет у собак жевательный рефлекс, крайне нежелательный для последующей дрессировки. Практически невозможно потом устранить эту вредную привычку. Такие собаки грызут любые предметы и к розыскной службе становятся непригодны. Мягкие предметы можно использовать только для начала выработки условного рефлекса, если собака не реагирует на деревянные предметы.
Лакомство надо давать только левой рукой. В противном случае собака, стремясь получить лакомство, преждевременно выбрасывает предмет на землю.
В целом же среди всех недостатков, имеющихся у собак, приобретаемых через клубы служебного собаководства пограничниками, преобладают нежелательные связи в апортировке или отсутствие реакции на любой предмет.
Отрабатывая прием преодоления препятствий независимо от вида препятствия (наземного, подземного), мы пользуемся только одной общей командой «Вперед» и одновременно жестом правой (левой) руки (направление движения собаки). Считаем нецелесообразным подавать столько различных команд, сколько видов препятствий следует преодолеть. Это непрактично, так как на дрессировочной площадке имеются стандартные барьеры, бумы, лестницы и т. п., а в реальных условиях виды препятствий совсем другие. А если учесть наличие всевозможных технических средств в войсках, с которыми встречается собака, то трудно себе представить, сколько разнообразных команд потребуется. Например, для собаки будет непривычным сочетание команды «Барьер» перед кирпичным (бетонным) забором. А какую команду подавать для запрыгивания на машину и спрыгивания с нее?
Мы рекомендуем приучать собак к преодолению разнообразных преград, не ограничиваясь только теми, которые оборудованы на дрессировочных площадках.
В интересах выполнения предстоящих служебных задач мы приучаем собак самостоятельно садиться как перед препятствием, так и после его преодоления. Это обеспечивает четкость управления собакой и предупреждение возможной травмы собаки в незнакомой обстановке. Инструктор имеет возможность спокойно сориентироваться и определить наилучший способ действий. В тех же случаях, когда требуется безостановочное движение собаки, инструктор подает команду «Вперед» и направляет на преодоление преграды.
Безусловно, все эти особенности зависят от конкретных условий применения собаки. Так, на спортивных трассах принято безостановочное движение собаки, ибо здесь довлеет фактор времени.
Приемы специального курса дрессировки
Развитие злобы у собак, приучение их к задержанию и окарауливанию помощника — одно из основных требований к подготовке розыскных собак. Без злобы нет пограничной ищейки. В целях воспитания указанных качеств стремимся в период выращивания и воспитания щенков, начиная с двухмесячного возраста до шести-семимесячного, выработать у них основные условные рефлексы хватки за мягкие тряпки, небоязни взмахов прутом и ударов по земле возле щенка и слегка по его корпусу. С шестимесячными щенками переходим к выработке хватки и за более грубые ткани (специальные рукава). Некоторые считают, что нельзя вырабатывать хватку у щенков в период смены зубов. Дело не в том, что нельзя, а в том, чем дразнить щенка. Запрещается пользоваться предметами из грубой ткани. Дразнить следует мягкими тряпками, которые легко рвутся. В этом случае вреда для зубов щенка нет, а кусочки ткани активизируют его интерес к хватке. Практика многих клубов показывает, что чем позже приступают к развитию злобы и хватки у собак, тем труднее добиться нормативных результатов. Нередко собаки старше 8 — 9 месяцев, если подобные упражнения не отрабатывались ранее, оказываются пассивными (трусливыми), иногда не удается добиться злобности и активности и в последующем. Такие собаки к защитно-караульной и розыскной службе не пригодны.
Упражнения по развитию злобы мы проводим, как правило, в индивидуальном порядке с учетом особенностей поведения каждой собаки. Групповые занятия проводим как исключение для активизации малозлобных собак, но только в первые 5 —10 занятий. Группа должна состоять не более чем из 2 — 3 собак. Из них или две злобные и одна пассивная, или две пассивные и одна злобная. Пассивные собаки, подражая действиям злобных, постепенно активизируются, начинают хватать тряпки. Упражнение по развитию злобы проводим в течение не более 2 — 3 мин. На двухчасовом занятии упражнения рекомендуется проводить со злобными собаками один раз в конце занятия и два-три раза с малозлобными собаками (в начале, середине и в конце занятия).
Нами осуждена и запрещена практика группового развития злобы в составе 10 — 15 собак, когда один помощник, одетый в дрессировочный костюм, в течение 10 мин (в среднем) бегает вдоль линии привязанных собак и дразнит их, поочередно предоставляя им возможность схватить и потрепать рукава спецодежды. При этом собаки дружно лают. Подражая другим, лают и незлобные, не умеющие хватать собаки. Подобные групповые упражнения приводят к перевозбуждению нервной системы животных и, как следствие, к различным нервным заболеваниям, а также развивают излишнюю голосовую реакцию, как принято говорить, делают собак-«пустолаек». А главное, малозлобные собаки не становятся более злобными, чем были.
Наконец о нежелательной связи на форму одежды при отработке этого приема. Всем известно, что надо менять форму и цвет верхней одежды помощника. Однако не все это правило соблюдают, а иногда и не имеют такой возможности. Поэтому при появлении помощника в дресскостюме собаки сильно возбуждаются и плохо работают по другим приемам. В целях приучения собак к спокойному реагированию на эту одежду мы поступаем так. На дрессировочной площадке каждый раз до начала занятий подвешиваем на специальной стойке эту спецодежду. Занимаясь общедисциплинарными приемами, дрессировщики поочередно подводят собак к стойке, требуя спокойного реагирования, а попытку схватить одежду предупреждают командой «Фу» и рывком поводка.
Следует считать правильным такой навык, когда по команде «Фас» собака активно защищает хозяина, набрасывается на нападающего постороннего человека независимо от того, во что он одет.
В программе подготовки розыскных собак навык выборки вещей имеет важное служебное назначение. Он необходим для опознания искомого человека по оставленному им запаху на месте преступления. Поэтому методика приучения к выборке вещей в войсках намного сложнее, чем в клубах служебного собаководства. Не будем подробно останавливаться на ней. Однако выскажем предложения по некоторым принципиальным, общим для всех нас вопросам.
Прежде всего следует добиваться выполнения всеми дрессировщиками правил обеспечения чистоты индивидуального запаха человека на предметах, используемых при выборке вещей. Они заключаются в следующем. Нельзя брать предметы левой рукой, так как этой рукой даем лакомство. Соответственно, категорически запрещается касаться лакомства правой рукой. Для выборки надо изготовить специальные предметы небольших размеров: длиной не более 5 — 10 см и толщиной 1 — 2 см.
Хранить и носить их следует в полиэтиленовых мешочках. Не пользоваться ими при выполнении обычных упражнений по апортировке, для чего иметь отдельные предметы, такие же, как для выборки.
Руководитель занятия и каждый дрессировщик должны иметь личные пинцеты, можно медицинские или изготовить самим из проволоки диаметром 2 — 3 мм. При этом концы рекомендуется загнуть в кольца диаметром 3 — 4 см, чтобы удобно было удерживать предмет. Такие небольшие (15 см) пинцеты удобны для переноски как в сумке для спецснаряжений, так и на поясном ремне. Пинцет позволяет сохранять на предметах индивидуальные запахи их владельцев.
После каждой выборки использованные предметы или выбрасываются, или выветриваются в течение нескольких дней на специально оборудованных стеллажах из металлической сетки (полочках) на чистом воздухе вне помещения. Если предметы не портятся от влаги, то целесообразно предварительно ополоснуть их водой. Все это называется дезодорацией. Во время выборки немедленно убираются с площадки предметы, схваченные или облизанные собакой, иначе они наводят собаку на ошибку в диффсренцировке запахов.
Для каждого дрессировщика с собакой надо оборудовать постоянное место для выборки вещей. Площадку размером 1 x 1,5 м очистить от растительности, мусора и других предметов, выровнять. Собака, привыкнув к естественным запахам на этом месте, не будет отвлекаться, сосредоточит обонятельное внимание на запахе предметов.
Выборка вещей — это продолжение апортировки в усложненных условиях. Поэтому успех выборки зависит от умения постепенно переключить собаку от подноски предметов к выборке. Для этого рекомендуем выполнять минимум три вида упражнений.
Первое. Приучить собаку находить и подносить самые разнообразные предметы, как большие (палки, рукавицы, обувь), так и маленькие, вплоть до спичек и однокопеечных монет. Особое внимание обратить на аиор-тировку палочек длиной до 10 см и толщиной 1 — 2 см. Выгодно пользоваться кусочками картона размером 2 — 3 см, перегнутыми пополам. Их просто изготовлять и заменять в ходе последующей выборки.
Второе. Приучить собаку находить любой небольшой предмет с запахом хозяина среди нескольких десятков подобных же предметов вначале беззапаховых, а затем с запахами других людей. Например, находясь у набросанных веток, палочек, взять небольшую веточку, подержать ее в руке и бросить на виду у собаки в кучу веток. После небольшой выдержки в положении «Рядом» по команде «Нюхай, апорт» послать собаку на выборку. При необходимости помочь ей. Закончить упражнение посадкой собаки перед собой, забрать у нее предмет и дать лакомство. Такие упражнения очень хорошо развивают обоняние собаки и подготавливают ее к выборке вещей.
Третье. Выборку своих и чужих предметов с различными усложнениями (по давности запахов и количеству предметов на площадке) можно проводить и самостоятельно, даже в домашних условиях, Для этого нужно следующее. Подготовить площадку для выборки и 7 — 8 полиэтиленовых мешочков. Заготовить 100 —150 штук деревянных палочек небольших размеров и одинаковых по форме и цвету. Раздать их по 10 — 15 штук или соседям, или товарищам, с которыми занимаешься на дрессировочной площадке, попросив их предварительно поносить эти палочки в кармане в течение часа-двух. Затем собрать предметы от каждого в отдельный полиэтиленовый мешочек, вложить бумажку с фамилией, того, кто держал их, и плотно упаковать мешочек, чтобы исключить выветривание и попадание других запахов извне.
При выполнении этих условий каждый дрессировщик может выполнять упражнения по выборке вещей самостоятельно, без присутствия помощников, и столько раз (дней), на сколько хватит этих предметов. Предметы, использованные хоть один раз, обратно в мешочек не кладутся. Они собираются и подвергаются дезодорации рекомендованным выше способом.
В пограничных войсках навык выборки вещей у розыскных собак доводится до уровня одорологической идентификации предметов, людей с использованием специальных приборов и приспособлений. Методика подготовки таких собак изложена в специальных учебниках, предназначенных для войсковых кинологов.
Приучение собак к выборке человека по запаху вещи мы осуществляем несколькими способами. Но, как и в клубах, лучшим считаем метод, основанный на апортировке с постепенным переключением с выборки вещей на выборку человека. В нашей методике имеется следующая последовательность перехода к выборке человека.
После приучения собаки к выборке чужих вещей мы раскладываем предметы для выборки против (у ног) стоящих трех или четырех помощников, сначала на удалении 0,5 — 1 м от них. Постепенно расстояние между предметами и помощниками сокращаем, предметы кладем на ноги, затем берем в руки или удерживаем на высоте 10 — 15 см от земли с помощью веревок. Дальнейшие действия аналогичны изложенным в руководствах для клубов служебного собаководства.
Исходя из опыта, можем рекомендовать также следующие приемы дрессировки.
Предметы для занюхивания держать пинцетом, чтобы не смешивать их запах с запахом дрессировщика. До начала выборки человека отрабатывать специальные подготовительные упражнения по апортировке. Вначале бросать свой предмет в сторону спокойно стоящего помощника и добиваться того, чтобы собака, не проявляя злобы, подносила предмет к дрессировщику. В последующем собаку посылать за предметом, лежащим у ног, на носках обуви, в руках помощника. Если в первое время предмет бросали на виду у собаки, то потом предмет надо оставлять помощнику заранее. В заключительном переходном упражнении собаку следует заставлять подносить предмет, принадлежащий помощнику. В этом приеме важно учитывать индивидуальные особенности собак. Чрезмерно злобные и возбудимые собаки, как правило, трудно поддаются дрессировке. Поэтому во избежание возможных покусов помощников нецелесообразно приучать их к выборке человека. В крайнем случае, дрессировать таких собак только в намордниках одним из подходящих для них способов.
Приучение собак к обыску местности — продолжение апортировки в усложненном варианте применительно к требованиям службы. В целях ускорения дрессировки мы практикуем отработку подготовительных (переходных от апортировки) упражнений. Так, например, дрессировщик разбрасывает вокруг себя 3 — 4 предмета и заставляет собаку находить и подносить их, посылая ее командами «Ищи, апорт» и одновременно жестами. Главное здесь — выработать навык безотказно идти на поиск в направлении, указанном дрессировщиком. О командах и жестах в этом приеме. Как было сказано в начале статьи, движениям как левой, так и правой руки от себя вперед (вправо, влево), начиная с первого жеста «Гуляй», мы придаем значение сигнала, показывающего направление движения собаки. А цель движения и задачу определяем конкретной командой, в данном приеме — «Ищи, апорт». Со словом «Ищи» подается также команда «Ищи, след». В тех же случаях, когда посылаем собаку на обыск местности с общей задачей проверить состояние участка (нет ли там нарушителя или оставленного им запахового следа и предмета), подаем команду «Ищи», не конкретизируя задачу.
Считаем целесообразным, независимо от размеров осматриваемого (обыскиваемого) участка, применение собаки организовать так, чтобы ширина проверяемой полосы не превышала 50 м. Это обеспечивает более четкое и качественное управление собакой, лучшую ориентировку дрессировщика на местности и возможность двигаться всегда навстречу ветру. Ветер облегчает работу собаки по обнаружению источников запаха (человека, предметов) и запахового следа. При необходимости осмотра больших по площади участков их надо разделить на полосы шириною не более 50 м по выгодным, заметным рубежам с учетом направления ветра и обыскивать их поочередно.
После выработки навыка активного, заинтересованного обыска местности мы начинаем приучение собаки самостоятельно садиться у обнаруженного предмета без подачи голоса. Этот навык крайне необходим для розыскных собак, так как обеспечивает безопасность, предотвращая ее соприкосновение с неизвестным, возможно, взрывоопасным, предметом. Упражнение это несложное. Заметив, что собака, обнаружив искомый предмет, пытается поднять его, следует подать комаду «Фу» и посадить ее перед предметом. За все действия поощрить собаку поглаживанием и дачей лакомства, а предмет вложить в полиэтиленовый мешочек или оставить на месте, обозначив флажком (веткой). Выработка этого навыка облегчается, если подобное упражнение выполнять в приеме «апортировка». В клубах отрабатывается прием запрещения брать брошенный предмет по команде «Фу». Надо бы дополнить его последующей немедленной посадкой собаки перед предметом и поощрением ее за это лакомством.
Приучение собак к поиску человека по запаховому следу — основной прием подготовки розыскных собак. Поэтому методика дрессировки сложна, требует значительных затрат учебного времени и умелого руководства со стороны опытных инструкторов. Клубы служебного собаководства могли бы помочь в подготовке молодых собак, предназначаемых для службы в погранвойсках, если бы воспользовались некоторыми нашими рекомендациями в отработке этого приема.
Говорят: «Все способы хороши, лишь бы они заставили (побудили) собаку принюхиваться и идти по запаховому следу». Мы исходим из того, что собака будет активно пользоваться обонянием в тех случаях, когда другими органами чувств (слухом, зрением) не может добиться желаемого. Поэтому подбор раздражителей, стимулирующих работу собаки, и условия окружающей среды должны этому способствовать. Самое благоприятное время суток — раннее утро или пасмурный день, когда хорошо сохраняется запаховый след. Хорошие результаты дают занятия в темное время суток. След нужно прокладывать так, чтобы собака не видела, куда ушел человек, проложивший след после возбуждения собаки апортировочным предметом, дразнением ударами прута или пищей в кормушке.
Кроме общеизвестных и рекомендуемых в книгах методов, мы пользуемся и другими способами, но заканчиваем каждое занятие обязательной хваткой искомого человека и ведением с ним активной борьбы (потрепать его).
Способ первый. Собак с активно-оборонительной реакцией сначала проверяем (пускаем) по следу без предварительного дразнения. Помощник прокладывает след под наблюдением дрессировщика протяженностью 350 — 400 м. Собаку пускают через след способом выгуливания на длинном поводке. При пересечении собакой линии следа она слегка придерживается, и подается команда «След». Таким способом линию следа можно пересекать несколько раз то с одной, то с другой стороны, постепенно передвигаясь вперед вдоль трассы запахового следа в сторону конечной точки. Управление собакой то же, как и при других способах работы по следу.
Если же в течение двух-трех занятий не удается побудить собаку принюхиваться к запаховому следу, то выбираем другой способ постановки на след.
Способ второй. Некоторые собаки проявляют активность поиска по следу помощника, унесшего кормушку с пищей. В этом случае после подготовки всех условий (подбор участка, инструктаж помощника) дрессировщик ставит перед привязанной собакой кормушку с пищей. Тут же из-за укрытия выходит помощник, забирает кормушку и прокладывает след. Дальнейшие действия дрессировщика с собакой те же, что и при других способах.
На конечной точке собака поощряется разрешением доесть пищу в кормушке. В последующем, по мере развития злобности, с приходом на конечную точку сначала пускают собаку на задержание помощника, затем дают корм или хорошую порцию лакомства. Таким образом, необходимость в предварительном возбуждении собаки на пищу в исходном пункте постепенно отпадает. Этот способ дает хорошие результаты, когда собака голодна и имеет преобладающую пищевую реакцию.
Во всех известных и описанных способах выработки первоначального условного рефлекса поиска по следу, если у собаки слабо проявляется обонятельно-поисковый рефлекс, практикуется применение усилителей запахового следа. Например, вареное мясо закладывается в специальный мешочек из плотной ткани, который привязывается к подошве обуви между подметочной частью и каблуком. Голодная собака, как правило, обнаруживает и принюхивается к такому следу при первом же его пересечении в ходе выгуливания. В этом случае на конечной точке следа нужно после борьбы с помощником обязательно поощрить собаку лакомством. На последующих занятиях усилители привязываются лишь к обуви одной ноги, а в дальнейшем — только периодически через 30—50 м прокладки следа. Через четыре-пять занятий усилители можно не применять.
Способ третий. Всех собак, особенно молодых, полезно приучить находить своего хозяина по запаховому следу. Это упражнение выполняется с помощью товарища, к которому собака относится доверчиво. На закрытом участке местности дрессировщик привязывает собаку к дереву удлиненным поводком, укоротив его до 1,5 м, подает команду «Ко мне» и убегает по заранее согласованному маршруту на удаление до 150 — 200 м, желательно по ветру. Помощник дрессировщика, находившийся недалеко на виду у собаки, отвязывает ее и пускает по следу, управляя общепринятыми в других способах командами и жестами. На конечной точке хозяин дает лакомство собаке, играет с ней и выгуливает.
В этом приеме немаловажное значение имеют два фактора. Первый — первоначальные занятия следует проводить на знакомой для собаки местности, что достигается систематическими прогулками на одном и том же участке. В этом случае собака не будет отвлекаться на обстановку (местные предметы, естественные фоновые запахи). Второй — в начальном периоде для возбуждения собаки и борьбы с ней на конечной точке следа применять только такую одежду или предметы одежды, за которые собака хватает смело, активно и заинтересованно.
С целью ускоренного и правильного овладения обучаемыми техникой выполнения приемов общего и специального курсов дрессировки мы часто проводим упражнения дрессировщиков без собак. Например, после образцового показа инструктором техники выработки условного рефлекса па жест «Сидеть» все обучаемые выстраиваются попарно один против другого. Один из них наступает на конец короткого поводка, другой — в роли дрессировщика тренируется в выполнении жеста ударом по поводку с одновременным произношением команды «Сидеть». Затем партнеры меняются ролями. Такие упражнения предупреждают ошибки дрессировщиков и образование нежелательных связей у собак. Мы уверены в том, что обучение технике выполнения любого приема целесообразно начинать с упражнения без собак.
Некоторые считают нужным разрешать собакам играть друг с другом в перерывах между упражнениями, полагая, что это полезно для приучения их к спокойным (безразличным) отношениям между собой. К сожалению, от таких игр не столько пользы, сколько вреда. Очень часто возникают драки между собаками, заканчивающиеся их травмированием. Кроме того, привычка к игре мешает нормальной работе в присутствии других собак, снижает дисциплинированность собаки. Мы считаем игры допустимыми только в щенячьем возрасте (до трех-четы-рехмесячного возраста) в период их группового содержания в питомниках.
Сложилось мнение, что во время занятий на собаку не следует надевать намордник, а если и надевать, то только в случае крайней необходимости. Практика дрессировки последних лет убедила нac, что собака хорошо поддается дрессировке и в наморднике, если постепенно и повседневно приучать ее к этому. Намордник дисциплинирует собаку, она меньше отвлекается на других собак, а при случайных срывах, драках намордник предохраняет ее от травм. К тому же и дрессировщик увереннее работает с собакой. Необходимость намордника особенно очевидна, когда собакой управляют без поводка. Намордник мешает апортировке, выборке вещей, развитию злобы и работе по следу. При выполнении общедисциплинарных приемов лакомство дается через намордник. Удобен для этого металлический намордник, но им нельзя пользоваться в морозную погоду при температуре ниже — 5° С. Для зимы нужен намордник из кожи или тесьмы. К сожалению, проблема изготовления удобных намордников нашей промышленностью не решена, особенно для собаководов-любителей. Не всегда можно приобрести их в магазинах.
Несмотря на значительные достижения в теории и практике отечественного служебного собаководства, мы не имеем методического руководства, раскрывающего общие принципы, организационные формы и методы обучения кинологов и подготовки служебных собак. Каждое ведомство пользуется тем педагогическим опытом, который накоплен за предыдущие годы. Причем этот опыт, как правило, не оформлен в цельное методическое пособие, а в лучшем случае передается через отдельные учебно-методические разработки.
Создание такого руководства — дело сложное, но заслуживает внимания всех кинологов нашей страны. При этом следует заметить, что в книгах по кинологии, изданных за последние годы под разными названиями, изложены в основном теория, методика и техника выработки условных рефлексов. Этого далеко не достаточно для организации и осуществления учебного процесса в школах, на курсах при клубах служебного собаководства.
Именно по этой причине имеют место разные взгляды и подходы к дрессировке собак, о которых говорилось в этой статье.
(Ф. С. Арасланов.)
|